Материалы

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

 

  • Древние люди занимались выплавкой меди на Урале уже несколько тысяч лет назад. Известны места, где они добывали руду. см. КАРГАЛЫ и БАКР-УЗЯК.
  • Добыча руды осуществлялась примитивными инструментами (каменные и метал. долота). В качестве сырья для получения меди использовались медистые песчаники и малахит. см. ПРИИСКИ И РУДНИКИ
  • В средние века металл в слитках (медь и железо) с территории Южного Урала вывозили вьючным транспортом в Среднюю Азию. Обратно везли готовые изделия: посуду, оружие и украшения.  См. КАРАВАННЫЕ ТОРГОВЫЕ ПУТИ.
  • После присоединения Башкортостана к России башкиры обязались платить ясак русскому царю. В качества ясака принимались шкурки пушных животных и мёд. см. ЯСАК
  • Российская империя за границу поставляла пеньку, пушнину, воск, дёготь, смолу, корабельный лес, поташ, лён, ревень, медь для чеканки монет, продукты питания (мёд, сало, икру, хлеб и др.).
  • Как известно, волокна конопли очень крепкие, из неё получают пеньковое волокно (пеньку) — сырьё для изготовления особо прочных канатов и такелажа парусных судов. Англия покупала в России пеньку для парусного флота до тех пор, пока не появился пароходный флот. см. КОНОПЛЯ
  • Копытчатый ревень имеет разнообразные лекарственные свойства. Россия покупала ревень в Китае и Бухаре и выгодно сбывала его в Европе до тех пор, пока Ост-Индская компания не организовала прямые поставки ревеня из Китая в сер. 19 в.
  • Соляные варницы на р.Усолка основаны в кон. 16 века. см. СОЛЯНЫЕ ПРОМЫСЛЫ
  • В кон. 18 в. на Урале получает распространение поташное производство. Поташ был основным сырьём для изготовления хрусталя, зеркального и других ценных сортов стекла. Применялся для изготовления мыла, красок, сукна, отбеливания тканей и т.д. Расход древесины на изготовление поташа был огромным. Например. 1 кубометр липы давал лишь 0,5 кг поташа, вяза — 0,76 кг. В течение всего 19 в. Оренб. губерния была основным поставщиком поташа на внутр. рынок и для экспорта. См. ПОТАШНЫЕ ЗАВОДЫ
  • Массовое истребление леса происходило также в результате выжигания древесного угля, необходимого для металлургического производства. см. МЕТАЛЛУРГИЯ
  • В 1‑й пол. 19 в. продукция уральских горных заводов находила сбыт на внутреннем рынке России, с 1840-х вывозилась в Англию, гос-ва Ср. Азии, Персию и Турцию. см. ГОРНОЗАВОДСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
  • Начало промышленной добычи золота в Оренбургской губернии связано с открытием в 1823 россыпных м-ний в басс. р.Миасс и созданием Миасских казённых золотых промыслов. см. ЗОЛОТОДОБЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
  • В 1830-е годы получила распространение ярмарочная торговля. Уфимская ярмарка проводилась в первой половине февраля ежегодно с 1812. На ярмарке можно было купить кустарные изделия, мануфактурные товары, сельхозпродукцию. Часть товаров (хлеб, мёд, сало, сливочное масло, хмель, кожа, поташ, свечи) закупались для вывоза за границу. см. ЯРМАРКА
  • Ручное производство преобладало до конца 19 века. В 1880-е годы началась механизация промышленного производства, переход от мануфактуры к фабрике. Первые паровые двигатели устанавливаются на крупообдирочных и лесопильных заводах Уфы.
  • По ходатайству местных промышленников ряд российских банков в 1870—80 открыли в Уфе свои отделения. В 1876 был учреждён Уфимский общественный банк. см. БАНКИ
  • В Оренбургской губернии до сер. 19 в. осн. путями сообщения были реки. Во время половодья по рекам на большегрузных несамоходных судах вывозилась продукция уральских горных заводов, сплавлялись плоты. В сер. 19 в. на Белой появляются первые пароходы. см. РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ
  • Днём открытия Самаро-Уфимской железной дороги считается 8 сентября 1888 года. В этот состоялось торжественное открытие ж.-д. моста через р.Белая около Уфы. До этого дня большинство грузов перевозили речным транспортом — на пароходах и баржах. см. ТРАНСПОРТ
  • Появление железной дороги вызвало усиленное потребление и вывоз лесо- и пиломатериалов (шпалы, доски). В Уфе действовали многочисленные лесопильные заводы, лес доставлялся в Уфу по реке. см. ЛЕСОПИЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
  • Сплав леса производился молевым способом (россыпью) или плотами. см. ЛЕСОЗАГОТОВКА
  • Открытие пароходного и железнодорожного сообщений превратило Уфу в крупный транспортный узел Южного Урала. Возник прирост населения Уфы.
  • В 1893 на базе Богоявленского медеплавильного завода было организовано производство оконного стекла. Из горячей стекломассы выдувались большие бутылкообразные пузыри (холявы). Отрезав нижнюю и верхнюю части холявы, разрезали цилиндр вдоль и получали лист плоского стекла. см. БОГОЯВЛЕНСКИЙ ЗАВОД
  • В конце 19 в. ярмарочная торговля уступила место другим видам торговли — базарной и лавочной. В лавках торговали ежедневно, а базарные дни проводились два раза в неделю. см. ТОРГОВЛЯ

 

20 век

  • Кумертаусское авиационное производственное предприятие — единственное в мире авиационное предприятие выпускающее вертолёты с соосной системой подъёмных винтов.
  • Ишимбайское предприятие "Витязь" выпускает уникальные двухзвенные транспортёры.
  • Предприятие "Газпром нефтехим Салават" выпускает большой ассортимент нефтехимической продукции. Некоторые из них в России больше никто не производит.
  • В Стерлитамаке производят ценный химический продукт — соду. В ОАО “Каустик” организовано единственное в стране производство пищевой соды аммиачным способом.
  • В 1970-е годы на юге республики производились промышленные подземные ядерные взрывы с целью создания газохранилищ и хранилищ вредных химических отходов.
  • Межгорье — закрытое административно-территориальное образование в 230 км к Ю.‑В. от Уфы. Основан в 1979 с целью строительства Уральского ГОК. Это самый молодой город в РБ.
  • В 1986 в г.Агидель началось строительство атомной электростанции. В нач. 90‑х гг. стр‑во было приостановлено.
  • С 2002 в Туймазинском р‑не эксплуатируется ветроэлектростанция “Тюпкильды“ (4 ветроэнергетич. установки мощн. 550 кВт каждая).. На сегодняшний день это пока единственный опыт использования энергии ветра в республике. См. ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ
  • В 1972 в Куюргазинском р‑не введено в эксплуатацию одно из наиб. кр. в стране Г. — Канчуринская станция подземного хранения газа объёмом 3100 млн. м3, созданная на базе отработанного газоконденсатного м‑ния. В 2003 после модернизации Мусинского подземного Г. (Мелеузовский р‑н) объёмом 455 млн. м3 создан второй по мощности в РФ Канчуринско-Мусинский комплекс по хранению газа. См. ГАЗОХРАНИЛИЩЕ
  • В республике существовали две узкоколейные железные дороги — Белорецкая в Белорецком районе и Яман-Елгинская (110 км) в Нуримановском районе. Белорецкая дорога была построена ещё до революции, а Яман-Елгинская в 1930-е годы силами заключенных ГУЛАГ. Рельсы представляли интерес для сборщиков металлолома, т.к. были сделаны из высоколегированной стали. В результате узкоколейки были разобраны на металлолом. Яман-Елгинская узкоколейка действовала вплоть до 2010 года.
  • Башкортостан является единственным в России производителем автобетононасосов, белой сажи, пищевой соды, очищенной терефталевой кислоты.
  • В 1955 году республика вышла на первое место в стране по добыче нефти. см. НЕФТЕДОБЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
  • Нефтеперерабатывающий и нефтехимический комплекс Республики Башкортостан является одним из крупнейших не только в России, но и в Европе.
  • УГАТУ-САТ — первый в РБ научно-образовательный спутник. Предназначен для иссл. в области спутниковой связи и др. УГАТУ — второй после МГУ вуз, который запустил собственный микроспутник. см. “УГАТУ-САТ”
  • БПО "Прогресс" (Уфа) выпускает светодиодные транспортные светофоры имеющие высокий срок службы и низкое энергопотребление. см. “ПРОГРЕСС”
  • УМПО выпускает свыше 150 авиационных двигателей в год для боевых самолётов Су-25, Су-27 и Су-30. см. УФИМСКОЕ МОТОРОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
  • Уфимский речной порт (бывш. Сафроновская пристань) является единственным перевалочным пунктом на реке Белой, где стыкуются железнодорожный и водный транспорт. см. ВОКЗАЛЫ
  • Стерлитамакский содовый завод начал разрабатывать месторождение известняка на г.Шахтау в кон. 1940-х годов. В нач. 21 в. месторождение было выработано, гора перестала существовать. см. “СОДА”, предприятие
  • В Башкортостане возделывание сахарной свеклы было освоено в годы Великой Отечественной войны благодяря усилиям учёных-агрономов из Академии наук Украинской ССР, эвакуированной в начале войны в Уфу. Первый в республике сахарный завод — Карламанский начали строить  в 1943 на базе эвакуированного оборудования. см. САХАРНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
  • На территории БАССР в годы войны был введён в культуру кок-сагыз — каучуконосное растение. В Черниковске была организована переработка кок-сагыза в натуральный каучук. см. КАУЧУК НАТУРАЛЬНЫЙ
  • Учёные АН УССР занимались также поисками месторождений полезных ископаемых на территории БАССР. Ими были открыты месторождения марганцевых, колчеданных, медно-цинковых и бокситовых руд, крупные запасы бурого угля и поваренной соли. Был сделан прогноз о наличии многопластовых месторождений нефти в Западной Башкирии, который в скором времени подтвердился. см. УКРАИНСКОЙ ССР АКАДЕМИЯ НАУК